Задание 1:
1. Изучить научную статью: https://cyberleninka.ru/article/n/polzovatelskaya-i-zritelskaya-modeli-formoobrazovaniya-multimediynoy-prezentatsii/viewer
2. Представить анализ данной статьи в контексте рассмотрения научного аппарата представленного исследования, т.е. рассмотреть следующие структурные элементы исследования (в форме обзорного отчета):
1) Актуальность.
2) Противоречие.
3) Проблема.
4) Цель.
5) Объект.
6) Предмет.
7) Гипотеза.
8) Задачи.
9) Методология.
10) Методы.
1) Актуальность.
2) Противоречие.
3) Проблема.
4) Цель.
5) Объект.
6) Предмет.
7) Гипотеза.
8) Задачи.
9) Методология.
10) Методы.
Ниже можно ознакомиться с элементами научного аппарата исследования (краткие теоретические сведения).
Задание 2:
1. Подобрать научную статью (из периодических журналов, можно воспользоваться Научной электронной библиотекой e.LIBRARY.RU) по вопросам разработки электронных презентаций и провести анализ представленного в ней научного аппарата.
2. Работу оформить в виде отчета, выполненного средствами MS Word. В отчет включить анализ обоих статей. Примерное содержание отчета в прикрепленном шаблоне.
Шаблон отчета по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1KudLR5YZPhHlLGoOsTmJlGFFRklCbHK7/view?usp=sharing (Для редактирования шаблона необходимо скачать файл, выполнить следующие действия: ВИД - ИЗМЕНИТЬ ДОКУМЕНТ)
Краткие теоретические сведения
Научное исследование – это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний в соответствии с характером предмета исследования, его целей, задач и конкретной проблемы.
Научный аппарат педагогического исследования включает: актуальность, противоречие, проблему, тему, цель, объект, предмет.
Актуальность. Обосновать, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать. Доказать ее значимость, во-первых, для науки, во-вторых, для практики. Поэтому следует различать как научную, так и практическую актуальность.
Обоснование актуальности именно данной, выбранной исследователем, темы складывается из ответа на следующие вопросы:
- Чем вызвана потребность в исследовании именно этого аспекта проблемы?
- Какие негативные последствия могут произойти, если не получить нового знания об этом аспекте?
- Какова разработанность вопросов, относящихся к предмету данного исследования, в существующей педагогической теории?
Противоречие. Почему появилась проблема? Потому что существует противоречие – важнейшая логическая форма познания, движущая сила. Научные теории развиваются в результате разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях и в практической деятельности.
Попросту противоречие – это несоответствие, несогласованность между какими-либо противоположностями, находящимися внутри единого объекта. Именно это несоответствие «доказало» наличие проблемы, и оно обусловило, почему мы должны заниматься выявленной проблемой.
Как видно из предложенной нами структуры научного исследования, теперь соискатель задается вопросом что? Что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено (проблема, тема), что в результате предполагается получить (цель), что конкретно рассматривается в работе (объект)?
Проблема. Научно-исследовательская работа начинается с выбора той сферы педагогической действительности, в которой накопились проблемы, требующие своего разрешения, т.е. с выбора области исследования. В качестве таких областей выступают история педагогики, гражданское или нравственное воспитание, теория или технология обучения - дидактика, содержание образования, управление образовательными системами и учреждениями, сравнительная педагогика и др. Что за проблема, которую он должен решить (часть её)?
Тема. Выявленная научная проблема должна найти отражение в теме: что конкретно мы будем исследовать? Правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное её выполнение. Выбор темы педагогического исследования определяется тремя основными группами факторов: 1) социальным заказом; 2) недостаточно полным соответствием этому социальному заказу существующей образовательной практики; 3) слабой разработанностью выбранной проблемы в педагогической теории. Кроме того, при выборе темы очень важно учитывать имеющийся авторский «задел» в научном исследовании, принять во внимание даже общий стаж работы в избранной области знания (мы это называем «право на тему»).
Гипотеза. «Гипотеза (от греч. hypothesis – основа, предположение), научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределённо. Гипотеза – это обоснованное предположение о том, как можно получить теоретический и практический результат; мысленное предвосхищение (замысел), предвидение, догадка о способах и результатах достижения цели.
«Именно в гипотезе синтетически представлены содержание и процессуальная сторона творческого поиска: исходная концептуальная основа, идея и замысел её реализации».
Задачи адекватны гипотетическим предположениям, поэтому в структуре научного аппарата исследования они занимают место после гипотезы.
Если сформулировать очень коротко, то задачи отвечают на вопрос: как и в
какой последовательности этапов следует реализовывать свой исследовательский «проект», сформулированный в научной гипотезе? Формулируя задачи,
исследователь одновременно обозначает логику исследования, поэтапное решение которых обеспечивает искомый результат. По-другому задачи – это
ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации
общей цели.
Методологические и теоретические основы. Теперь исследователю, чтобы решить поставленные задачи, необходимо ориентироваться в совокупности методологических принципов, методов и средств научного познания, которые он будет использовать. Для этого ему предстоит ответить на вопрос: как и на какие философские знания, общенаучные и конкретно-научные закономерности, принципы, подходы, концептуальные идеи он будет опираться, какими теоретическими и эмпирическими знаниями будет пользоваться, чтобы добиться цели и получить искомый результат?
Методика – общий свод правил, алгоритм, приемы изучения чего-то, способ или путь теоретического исследования. Метод – частное понятие - путь исследования и практического осуществления чего-то конкретного, способ достижения определенной цели. Методология – совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Исследовательские методы группируют по различным признакам. По уровню проникновения в сущность объекта (области исследования) выделяют группу методов теоретического исследования, связанного с мысленным (умственным) абстрагированием от реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого, и методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте. В соответствии со сказанным при характеристике исследовательских методов их можно условно (сокращенно) подразделять на методы теоретического и методы эмпирического исследования. При этом необходимо подчеркнуть, что некоторые общие методы научного познания используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, интерпретация, анализ и синтез, моделирование, индукция и дедукция и др.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий